Борьба с курением редко находила понимание среди курящих, но вопрос решался на уровне министерств здравоохранения разных стран. В начале 1980-х по требованию Всемирной организации здравоохранения в СССР появился стандарт, обязывающий на всех сигаретных пачках размещать предупреждение о вреде курения.Выражение «Минздрав предупреждает» навсегда входит в русский язык.
Размещать предупреждение можно было где угодно. Чтобы не портить дизайн, надпись ставили на торце или на боку пачки. Вряд ли на свете есть хоть один человек, который бросил курить (или даже просто не начал) из-за наличия этого предупреждения. Тем не менее на свете полно людей, которые начали (и продолжают) курить из-за того, что им нравится марка сигарет и оформление пачки.
Современные требования к оформлению предупреждения о вреде здоровью строятся как минимум на следующих принципах: надпись должна быть выполнена легкочитаемым шрифтом; надпись должна быть четко выделена на пачке в своем поле; надпись должна занимать не меньше четверти от площади пачки. В Европе это выглядит так:
В странах, где требования поверхностны, внешний вид предупреждения сильно отличается. Например, надпись может оказаться напечатанной золотом по серебру.
Производители табака не боятся делать надпись читабельной, но на всякий случай не торопятся. Зачем ускорять появление на пачках фотографий рака легких.
Среди всех цивилизованных стран особое место в наплевательстве на ясность дизайна занимает Россия (даже на Украине используют европейский стандарт предупреждения). Происходит это не потому, что у нас в стране не хотят соответствовать мировым стандартам, а ровно потому, что мировым стандартам пока что не запрещено не соответствовать.
Изобретение твердой упаковки (которая рекламировалась вначале под названием «Флип-топ») преследовало главную цель, помимо предотвращения сминания сигарет: заставить курильщика доставать всю пачку из кармана. Мягкие пачки никто не вынимал из кармана, а сигареты из них доставались через оторванную бумажку сверху упаковки.
Никто не потратил времени на придумывание конструкции твердой пачки, которая могла бы сравниться по удобству с мягкой. Достать сигарету из пачки с картонным клапаном, лежащую в кармане, стало затруднительно.
Дизайн — это война. С помощью знания психологии восприятия, с помощью дизайнерских приемов противники придумывают новые способы борьбы друг с другом. Никто не торопится вывалить все знания сразу — надо посмотреть, как враг поступит с новой информацией. Надо разместить надпись о вреде курения? Пожалуйста — вот она сбоку. Надо разместить надпись на передней стороне? Пожалуйста — вот она золотом по серебру. Надо занять треть площади пачки? Отлично — вот вам в продаже специальные чехлы, в которые пачка как раз помещается на треть, чтобы не смущать курильщика неприятными текстами. И так далее до бесконечности.
Отличный пример активного противостояния мы наблюдаем в Чили. Абсолютно на всех пачках сигарет половину площади занимает фотография дона Мигеля, курившего двадцать лет и заработавшего дырку в горле. При внимательном рассмотрении мы найдем на фотографии эту дырку.
Антитабачники празднуют победу — им удалось разместить омерзительную фотографию на всех сигаретах. Но их жестоко обманули — изображение дона Мигеля выполнено настолько ловко, что зритель может подумать, как будто перед ним персонаж с обложки журнала «Эсквайр». Лицо человека, который призван был пугать личным примером рака гортани, воспринимается как лицо какого-нибудь модного актера. А повторяемость образа делает его совершенно невоспринимаемым.
Гораздо более бескомпромиссную позицию занимают канадские борцы с курением. Тут предупреждение тоже занимает половину пачки — но верхнюю (не положишь пачку в футляр). Тут тоже фотография — но безошибочно отталкивающая. И фотографии на разных пачках постоянно меняются. Канадский курильщик как бы должен достать сигарету из гнилого рта — не очень приятно. Но заодно с этим в Канаде нельзя курить на расстоянии полутора метров от летней веранды любого ресторана.
Табачными компаниями руководят совсем неглупые люди. Они понимают, что бизнес по производству табака не является привлекательным в долгосрочной перспективе (десять, двадцать, пятьдесят лет). Постоянные запреты, ограничения и точечные судебные процессы уменьшают интерес инвесторов и акционеров к табачной индустрии. Все табачные компании уже придумали себе по запасному аэродрому, но продолжат выпускать сигареты, пока на них существует легальный спрос.
Чтобы оттянуть сроки введения новых ограничений, а заодно смягчить их интенсивность, табачные компании придумывают «добровольные соглашения». Например, «Бритиш Американ тобакко», «Джапан тобакко» и «Филип Моррис» еще в 2001 году подписали «Международные стандарты маркетинга табачных изделий». Основной смысл соглашения заключается в том, что стороны обещали друг другу направлять усилия по продвижению табачной продукции на взрослую аудиторию. Эта бумага по-другому могла называться «Дяденьки, не бейте».
В результате на всей рекламе сигарет в России появился рядом с обязательной фразой о вреде курения еще и узнаваемый логотип с крупной надписью «18+» в центре. Внешний вид логотипа регулируется гайдлайнами, во всей рекламе он должен появляться в неизменном виде.
Этот же логотип рекламируется в качестве символа ответственного отношения, а также присутствует в виде наклеек на дверях лавок и магазинчиков. С одной стороны, может показаться, что это забота о несовершеннолетних. Но на самом деле это гениальное решение на будущее, когда рекламу табака запретят вообще везде. Логотип, который со временем станет еще более узнаваемым, буквально означает: «тут продаются сигареты», а также разрешает курить после восемнадцати.
Премьер-министр РФ Владимир Путин утвердил национальную антитабачную концепцию, согласно которой количество курящих россиян должно быть сокращено с 40% до 25% населения страны к 2015г.
Курящие, бойтесь - курящих возможно будут "мочить в сортире" (с) Путин
Антитабачные кампании в мире
В России запрещено курить в учебных и лечебных заведениях, общественном транспорте и на стадионах. Нельзя снимать курящих людей для рекламы и рекламировать табачные изделия по телевизору. Также запрещена продажа сигарет несовершеннолетним.
В США каждый штат борется с курением по-своему. В штате Нью-Йорк, например, запрещено курить в закрытых общественных помещениях и служебных автомобилях. Штраф за нарушение - 1000 долларов.
В Италии штраф за курение в общественных местах составляет от 250 до 2000 евро.
В гималайском Королевстве Бутан табак объявлен вне закона. За продажу сигарет введен штраф в 225 долларов. При этом средняя зарплата в стране 16 долларов.
Общенациональная кампания в Швеции, названная "Некурящее поколение", затронула всех, кто родился после 1975 года. Если шведский студент учится в норвежском Осло или датском Копенгагене и хочет получить стипендию, он должен бросить курить, так распорядился фонд, который распределяет стипендии.
В Дании 75% работающих объявили бестабачные зоны на рабочих местах.
В Германии в закон о страховании внесена поправка: взнос некурящего на 40% меньше, поскольку для медицины он обходится дешевле. Известно, что в Германии выделяется время на перекуры. Но время тех, кто добровольно отказался от курения, суммируется и плюсуется к отпуску.
В Великобритании с лета этого года курение будет запрещено во всех пабах, ресторанах, клубах и в большинстве организаций. Разрешено курить только в частных апартаментах, в тюрьмах и гостиничных номерах. Штраф за нарушение может достигать 2500 фунтов.
В Бельгии подписан закон о запрете курения в большинстве закрытых общественных помещений. За нарушение - штраф 480 долларов.
В Голландии всем гражданам от 12 до 16 лет, которые после специальных тестов докажут, что они не курят, будут ежемесячно выплачивать 200 долларов.
В Финляндии принят закон , по которому курение разрешено только на улице. "Месячник борьбы с курением" придуман финнами.
В Испании запрещается продажа табачных изделий в лечебных учреждениях, учебных заведениях. Курение запрещается в общественном транспорте, в помещениях, где трудятся беременные женщины, в административных зданиях, в цехах по производству пищевых продуктов, в читальных и выставочных залах, в лифтах, в театрах, кинотеатрах, закрытых спортивных помещениях.
В Польше запретили курить в общественных местах и с улиц убрали автоматы, продающие сигареты любому подростку.
В Венгрии за курение в неположенном месте взимается штраф 125 долларов, за нарушение правил продажи - до 420 долларов.
В Канаде курить запрещено во всех госучреждениях страны курильщикам запрещено появляться с сигаретой на службе, в аэропортах, на вокзалах. Пепельницы исчезли из баров и ресторанов. Табачным компаниям не разрешается быть спонсорами спортивных соревнований.
В Сингапуре запрещено курение в лифтах, автобусах, метро, поездах, больницах и поликлиниках, кинотеатрах и ресторанах. В стране не допускается реклама сигарет и установлен высокий налог. Предупреждение: "Курить запрещается - штраф 500 долларов" стало нормой.
В Осаке (Япония) фирма выплачивает премии некурящим. Сотрудники, полгода продержавшиеся без табака, получают 190 долларов.
В Малайзии государство предоставляет льготный кредит тем, кто бросил курить.
В Турции, в одной маленькой деревне запрещено курить взрослым, чтобы не подавать плохой пример подрастающему поколению. Нарушитель деревенского указа отдает мешок сахара или мешок муки бедным. В Турции есть музей, где собраны рецепты людей, которые расстались с курением.