Для большинства нынешних подростков Гагарин – просто первый космонавт.
Для многих из нынешних тридцатилетних – один из немногих настоящих героев советской истории.
12 апреля - День Космонавтики: Полету Гагарина 50 лет
Ровно полвека лет назад, 12 апреля 1961 года, был дан отсчет космической эре человечества - на советском корабле "Восток" на орбиту стартовал первый землянин Юрий Гагарин, открыв эпоху пилотируемых полетов и навсегда вписавший свое имя в историю как первопроходец Вселенной.
Исторический запуск был осуществлен с первой стартовой площадки, ныне носящей имя Гагарина с испытательного полигона Байконур, позже преобразованного в космодром. Ракета-носитель "Восток 8К72К" успешно вывела на околоземную орбиту космический корабль "Восток".
Полет первого космонавта продолжался 108 минут. После одного витка вокруг Земли спускаемый аппарат корабля, успешно пройдя плотные слои атмосферы, совершил посадку в Саратовской области. Самого Гагарина в капсуле не было: система мягкой посадки тогда еще не была изобретена, поэтому первый космонавт планеты, катапультировавшись из спускаемого аппарата на высоте нескольких километров, приземлялся на парашюте.
Триумф мог обернуться трагедией
Вместе с тем, тот легендарный запуск мог закончиться вовсе не мировым триумфом: во время полета Юрия Гагарина было зафиксировано более десятка нештатных ситуаций. Об этом, спустя 50 лет, сообщил патриарх отечественной космонавтики, ближайший соратник основоположника практической космонавтики Сергея Королева, академик Борис Черток.
Например, в день перед вывозом ракеты-носителя на стартовый стол при взвешивании Гагарина в скафандре с креслом обнаружился перевес в 14 килограммов. Тогда в срочном порядке в течение одной ночи были разработаны и проведены работы по облегчению космического корабля, которые, в частности, включали в себя обрезку ряда кабелей, что впоследствии и привело к ряду нештатных ситуаций во время полета. Вместе с кабелями, необходимыми для непилотируемых полетов, были, в частности, обрезаны важные датчики давления и температуры.
Еще одна "нештатка" была выявлена за один час до запуска корабля "Восток": при закрытии посадочного люка спускаемого аппарата, по данным телеметрии, выяснилось, что один из трех кольцевых контактов отказал, и люк якобы не закрылся полностью. Причиной явилась неточная регулировка кольцевого контакта. По указанию Сергея Королева люк был открыт, контакт отрегулирован, и Гагарин стартовал вовремя.
Однако проблемы продолжились и во время полета: корабль "Восток" был выведен на нерасчетную орбиту. Ее расчетные параметры должны были составить: максимальная высота - 230 километров, минимальная - 180 километров. Реальные же параметры, как оказалось, составили 327 километров по апогею и 181 километр - по перигею.
Приземлился первый космонавт планеты также в нерасчетном районе, перелет составил около 600 километров. Садился Гагарин не на одном парашюте, как было предусмотрено, а на двух: запасной самопроизвольно выпал из ранца и затем раскрылся во время спуска. Кстати, сама посадка могла произойти не на сушу, а в реку Волга: только сброс "неприкосновенного запаса" весом в 30 килограммов помог Гагарину выйти на нужную траекторию снижения.
Зачем человеку космос?
Однако сейчас, спустя 50 лет после полета Гагарина, уже понятно, что прогнозы энтузиастов покорения космоса не сбылись. Уже прошло много десятилетий, но мы едва ли не дальше от перспектив межпланетных экспедиций, чем были в 1960-1970 годы, а планы пилотируемых полетов на Марс откладываются на десятилетия.
Более того, США сворачивает собственную пилотируемую программу, оставляя завоеванные позиции в космосе своему сильно ослабевшему конкуренту - России, которая надолго останется единственным космическим "извозчиком".
Многие ученые сомневаются в необходимости пилотируемых полетов и считают, что в космосе должны работать только автоматы.
"У жителей большинства развитых стран пилотируемая космонавтика уже не вызывает тот патриотический пафос, который был присущ ей в 1960-1970-е годы (исключением, возможно, является Китай). Сегодня космонавтика - это экстремальная, весьма опасная профессия, сродни профессиям военного, летчика-испытателя, пилота глубоководного аппарата, горновосходителя... Общее направление эволюции этих профессий в последние годы - отказ от присутствия человека в опасной зоне. Глубоководные роботы, беспилотные самолеты, танки и боевые машины... Они дешевле и надежнее пилотируемых человеком", - считает старший научный сотрудник ГАИШ Владимир Сурдин.
По его мнению, человек не может конкурировать с автоматами в космосе. Например, марсоход "Оппортьюнити" работает на Марсе уже седьмой год, орбитальный зонд "Марс-Одиссей" - почти десять лет, а межпланетные аппараты "Вояджер" - более 30 лет.
"Эффективность их работы по параметру "информация/деньги" в сотни раз превосходит показатели пилотируемой космонавтики", - говорит ученый.
P.S.
Статуя первопроходца Вселенной Юрия Гагарина будет установлена в июле в честь 50-летия его полета в самом центре Лондона, прямо напротив монумента прославленного английского мореплавателя Джеймса Кука, сообщил во вторник министр образования и науки Великобритании Дэвид Уиллеттс.
"Статуя Юрия Гагарина будет стоять напротив мореплавателя Джеймса Кука - первооткрывателя Австралии, которая, кстати, была бы отличной площадкой для космических запусков", - сказал Уиллеттс.